Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Полигон «Фреда». Потоп, или
Что такое
ватергюйс. «Боцмана — на бак!»
Ветер, дующий
в носовую часть судна,— отвечает он без запинки.
А пассат?
Постоянные ветры между двадцатью пятью и тридцатью градусами
широты каждого полушария и экватора.
Топовые огни?
Два белых огня один над другим на передней фок- и задней грот-мачтах.
Скучно спрашивать человека, который все знает. И все-таки:
А что такое магнитное склонение?
Угол между истинным и магнитным меридианом. А вот что было раньше
— галеры или парусный флот?
На этот вопрос не считаю нужным давать ответ: плывем не на галере
и не под парусом. Заседание клуба «хочу все знать» можно считать закрытым.
По волнам продолжают барабанить капли, работа отменяется, и
это тоже неплохо, есть время задуматься. Уже второй месяц находимся в океане, пройдены
тысячи миль. Порою кажется, время остановилось, потекло
вспять и не «Курчатов» разрезает воды Индийского океана, а «Дмитрий Менделеев»
продолжает путь по Океании, высаживая членов экспедиции на необитаемые плоские атоллы
с подмытыми прибоем корневищами пальм, чьи растрепанные верхушки кивают в черте
прилива. Улучив момент, прыгаешь в клубящуюся пену, предварительно выбросив на
берег «багаж», и этюдники мягко шлепаются в песок...
Сегодня, пользуясь передышкой, просмотрели сделанное за месяц.
Пейзажи, жанровые зарисовки, портреты членов экспедиции и людей, встреченных на
островах.
...Загадочная вещь
«наука видеть», пожалуй, острее всего проявляется в работе над портретом: ведь модель,
становясь пленницей позы, часто перестает быть сама собой. Зачастую зарисовка оставляет
лишь поверхностное представление о человеке, передает внешнее сходство, не показывая
человеческой сущности. В творческом процессе нет установленных закономерностей,
многое зависит от душевного состояния художника и модели.
Отношение к процессу работы всегда индивидуально. «Модели для
нас, художников, это только типографские литеры, которые помогают нам выразить себя.
Произведение искусства для того, кто умеет видеть.— это зеркало,
в котором отражается состояние души
художника»,— писал Гоген, великий, умевший опираться на натуру мастер. Кисть его
предельно конкретна, принимаемое за стилизацию — лишь гениальное обобщение, его
художественное кредо: «Всякий искренний художник — ученик своей модели» — остается
непреложным.
Наука не дает нам точных сведений, когда именно люди стали изображать
человеческие лица. На камнях, скалах и сланцах, этих «альбомах прошлого», запечатлен
процесс охоты. Со временем преследуемые животные исчезают в изображениях, предметом,
возбуждающим внимание, становится сам человек, его лицо и тело.