М.Л.Плахова

Б.В.Алексеев

Вверх и вниз по Амазонке

Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.

Полигон «Фреда». Потоп, или Что такое ватергюйс. «Боцмана — на бак!»

По мере развития человеческого общества происходит сосредоточение интереса скульптора или живописца на внешности своих собратьев — отражение сущности челове­ка, его характера. Художник стремится «почувствовать свою модель», передать душу человека, чье лицо, изваян­ное, написанное или нарисованное, возникает под его ру­ками.

Небезынтересны записи И. Эренбурга о Пабло Пикассо: «В 1948 году после Вроцлавского конгресса мы были в Варшаве. Пикассо сделал мой портрет карандашом: я ему позировал в номере старой гостиницы „Бристоль". Когда Пабло кончил рисовать, я его спросил: „Уже?.." Сеанс показался мне очень коротким. Пикассо рассмеялся: „Но ведь я знаю тебя сорок лет"».

Неожиданный телефонный звонок — Всеволод Михай­лович Белькович, доктор биологических наук, ждет нас в своей лаборатории. Алексеев приступает к работе над порт­ретом, а я...

— Всеволод Михайлович! Вы давно обещали расска­зать о своей работе, сейчас, право, самый подходящий случай.

Белькович — человек слова, и мы не упускаем возмож­ности побольше узнать о дельфинах, «людях моря», как их называли древние.

Рассказ Белъковича. Цель моя в рейсе — установить, как лучше на научном корабле организовать изучение дельфинов. Какие нужны специальные приспособления? Как избежать досадных звуковых помех? Ведь в наш век благодаря совершенной технике наблюдения за китообраз­ными очень усложнились. Только китобойные и парусные суда не создают шумов в океане, но теперь парусного флота мало, а жаль!

Что может быть красивее беззвучно скользящего над водой паруса? Старые капитаны и сейчас считают, что без паруса не может быть настоящей красоты на море. Давно пора было наградить за верную службу парус и колесо, сколько веков перемещают они с места на место беспокой­ное человечество. Не только красота, но и экологические преимущества паруса бесспорны. К тому же энергия ветра не загрязняет среду.

Недавно в Японии был спущен на воду первый в мире танкер, оснащенный наряду с дизельным двигателем двумя парусами из синтетической ткани. Паруса эти размером двенадцать на восемь метров управляются микрокомпью­тером, автоматически выключающим дизель и подающим команду для развертывания парусов. Предполагают, что танкер грузоподъемностью тысяча шестьсот тонн будет экономить до пятидесяти процентов горючего.

Итак, парусники позволяли постигать океан широко и плодотворно: ведь пока не существовало сложной аппара­туры, у моряка был лишь один способ изучать водную стихию — наблюдать то, что перед глазами.