М.Л.Плахова

Б.В.Алексеев

Вверх и вниз по Амазонке

Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.

Идем к островам Альдабра. «У вас впереди бурун!» Я — как все. Лунным этюд

— Группе разведки приготовиться к высадке на Аль­дабру! — извещает спикер.

В полной экипировке, включая спасательный жилет, выхожу к штормтрапу. Под мышкой зажат пунцово-алый, в цветочек зонтик. Стоящие у лацпорта в недоумении: в качестве дамы оказываюсь в единственном числе. В бот садятся капитан Касаткин, начальник экспедиции, не­сколько ученых и плечистые бравые моряки из команды, они же ныряльщики и плавалыцики. Можно бы дать задний ход, но надо держать марку.

С океана к Альдабре катит высокая зыбь. Под шторм­трапом, как неугомонный пес, рвущийся на охоту с хозяи­ном, радостно подпрыгивает на волне бот, бьется со скре­жетом о железный бок Курчатова, оставляя на корпусе рыжие царапины.

Процедура посадки в шлюп всегда привлекает зрителей. Две мокрые веревки с подвязанными дощечками-ступень­ками качаются над глянцево-синей поверхностью океана. Плавсредство либо подпрыгивает вверх, норовя улучить момент и ударить под ноги, либо проваливается в очередную водяную яму... но все это давно освоенные пустяки.

Океан отбрасывает режущие глаз блики. Пахнет ма­шинным маслом, стелется, не тая, черный дымок, быстро уменьшается за спиной громада корабля. Окрашенный голубыми пузырьками воздуха, долго держится на воде след, отмечая наш путь к Альдабре. Атолл все еще далеко, зато, обогнув мыс, приближаемся к двум стоящим на якорях яхтам. Как правило, владельцы подобных судов любят путешествовать с комфортом — яхты оснащены


автоматическим рулевым управлением, имеют на борту газовые плиты, духовки, баню.

Надо у них спросить, как пройти рифы! — раздается чей-то голос. Но спрашивать некого. На пустых палубах ни движения, ни звука. Моторист Евгений стопорит маши­ну, колышемся возле безмолвных суденышек. Никто не откликается на призывы. Наконец под ярко-зеленым, на­тянутым над кормой тентом появляется флегматичный, бронзово-загорелый европеец с бутылкой кока-колы в руке.

Скажите, пожалуйста, где и как лучше пройти рифы? — раздается вопрос на английском языке. Обла­датель бутылки смачно, с бульканьем допивает содержимое и внимательно рассматривает бутылку на свет, прежде чем взмахом руки отправить ее за борт.

А нигде и никак! — переведен ответ.— К острову подойти можно лишь по высокой воде, в прилив. Не раньше двух часов дня.

Сейчас нет и двенадцати. Берег Альдабры безлюден, видимая его часть изрыта ямами, возле них, завертываясь воронками, бурлит пена. Подход к атоллу Альдабра издавна считался опасным. Еще