Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
О клепсидре.
Идем Ла-Маншем.
Мешок бурь
и колокол рока.
Капитан «Пасифика» для получения инструкций
решил связаться по радио с начальством. Когда наконец
из Гамбурга пришел ответ, в Ла-Манше бушевал шторм, и танкер с единственным якорем
стало сносить к берегу.
Взяв «Амоко Кадис» на буксир и пользуясь
безвыходным положением танкера, «Пасифик» запросил с
терпящих бедствие изрядное
вознаграждение. Торг длился несколько часов. На маломощном «Пасифике» один за другим стали лонаться
буксирные тросы, связывающие его с танкером. Обреченный «Амоко
Кадис» штормом был вынесен на берег и посажен на камни.
Машинное отделение затопила вода, экипаж по сигналу сняли вертолетами.
К рассвету корпус танкера переломился пополам, и двести двадцать тысяч тонн нефти
вылилось в прибрежные воды Франции. Впоследствии выяснилось, что спасательная компания
могла направить в район бедствия и другое, более мощное судно, но «Пасифик» отправился в одиночку — ведь речь шла о вознаграждении.
А какая сумма была затребована за спасение?
Два миллиона долларов. Так что не думайте,
что в Ла-Манше не бывает штормов: в тысяча девятьсот двадцать девятом году целых
четыре дня бушевал двенадцатибальный шторм, в первые же
сутки у берегов Англии был перевернут пароход «Дункан»,
в волнах Ла-Манша затонули со всем
экипажем два парохода водоизмещением пять тысяч и восемь тысяч тонн, погибли английский
пароход «Во-лумниа» и несколько десятков небольших судов.
На этом беседа обрывается, и работники несмежной профессии покидают
рубку, ибо штурман приступает к дежурству.
23 февраля, в 14
часов 51 минуту по судовому времени, благополучно выходим из Ла-Манша, подсчитав
самостоятельно: за сутки «Академиком Курчатовым» пройдено триста восемьдесят морских
миль, что означает более семисот километров. Теперь наш путь от Калининграда —
черточка на карте в полтора сантиметра длиной.
Спустя несколько часов через Па-де-Кале судно выходит в Атлантику.
Зеленовато-серая вода постепенно приобретает все более голубой,
серебристого оттенка цвет. Изменилась и форма воля — островерхие,
с глубокими короткими ложбинами, идут почти без интервалов.
Все ближе Бискай, «мешок бурь», соперничать
в недоброй славе с которым может лишь Бермудский треугольник,
капитаны всех эпох, от парусных судов до современных лайнеров, знали: штормовая
волна в Бискайском заливе при северных и северо-западных ветрах значительно круче
океанской и потому опаснее.