М.Л.Плахова

Б.В.Алексеев

Вверх и вниз по Амазонке

Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.

Еще раз о пауках и улитках.

— Талант — это достояние народа, и его надо беречь,— говорили нам в Национальной школе искусств города Порт-Морсби, где учатся представители шестисот этно­культурных групп Папуа-Новой Гвинеи.— Наша школа — единственное подобного рода учреждение в Океании; вернувшись домой, в деревни, ученики передадут приобре­тенные знания своему народу.

Условия отбора для учения в школе искусств Папуа-Новой Гвинеи те же, что и волледже Сейшел,— наличие таланта, призвание. Процесс учебы сложен, общение меж­ду учащимися затруднено, недаром этот район планеты считается «раем для лингвистов». Дети шестисот различ­ных племен говорят на разных языках и наречиях, неред­ко даже жители соседних деревень плохо понимают друг друга.

Национальная школа искусств в Порт-Морсби — явле­ние уникальное, это не только единственное учреждение в Океании, объединяющее одаренную молодежь, но и первая попытка свободного государства воздействовать средст­вами искусства на духовный мир человека. Программа обучения включает изобразительное искусство (в том числе прикладное), хореографию, драматургию, литературу, музыку. Оригинальное и самобытное искусство народа, несмотря на долгое бремя колониального господства, живет и развивается в творчестве талантливых юношей и де­вушек.

В искусстве отражены их представления о мире, свя­зывающие в единую цепь человека, животных, постоянно умирающую и возрождающуюся природу.

Своеобразно преломляясь в творчестве, мир этот сохра­няет свои конкретные обозначения, всегда узнаваем. Од­нако в изображении новогвинейцев он предстает фанта­стичным и условным, как условны и фантастичны сами представления художника о мире.

Неудивительно, что в разных точках планеты есть много общего в восприятии жизни островитянами: условия существования, тесно связанные с природой, заставляют людей пристально к ней приглядываться, «дружить», искать контакта. Богатое воображение стремится про­никнуть в суть предмета, в метафорическом, поэтичном видении мира заключена реальность.

С восходом солнца в океане из мрака возникают очерта­ния изящных пальм, хижин, скал. Почему бы не ут­верждать, что... «солнце рождает деревья»? Многие наро­ды, определив, что предметы при блеске огня приобретают красный цвет, стали считать причастными к рождению огня ярко окрашенных алых птиц...

Но вернемся к Сейшелам.

Как скажется влияние профессионального образования, как претворятся на деле сложные задачи воспитания молодых художников в молодой республике, покажет время.

Президент Альбер Рене, чей портрет, выполненный одним из учащихся, висит в аудитории класса искусств, провозгласил: «Абсолютно каждый сейшелец имеет право на бесплатное образование, а уж как он им сумеет восполь­зоваться — дело таланта каждого...»

На прощание Джон Адам обращается с просьбой по­казать учащимся наши рисунки и акварели, сделанные в рейсе и на Сейглелах. Смуглые юноши и девушки скло­няются над длинным столом, где мы раскладываем работы.